Учетная политика для целей налогообложения: как применяют, образец приказа 2020 года

____________________________________________________

(наименование организации)

об учетной политике в целях налогообложения

г. ________________ «__»__________ ____ г.

На основании Налогового кодекса РФ и иных законодательных и нормативных актов приказываю:

1. Применять _________ систему налогообложения с объектом ______________.

2. Регистры налогового учета вести в электронном виде (на бумажных носителях).

3. Налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского учета.

4. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета.

5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом плане счетов.

6. Обязанности по ведению налогового учета возлагаются на ______________.

7. Обязанности по взаимодействию с налоговыми органами возлагаются на _____________.

8. Перечень регистров, которые должны формироваться на бумажных носителях в обязательном порядке: _______________________.

9. Перечень событий, служащих основанием для внесения изменений в учетную политику:

— изменение законодательства по налогам и сборам (соответствующие изменения могут приниматься в течение года);

— существенное изменение условий деятельности издательства (соответствующие изменения учетной политики принимаются начиная со следующего отчетного года);

— начало осуществления издательством новых видов деятельности (с момента начала осуществления новых видов деятельности);

10. Контроль соблюдения положений учетной политики возложить на главного бухгалтера _________________.

11. Утвердить положение об учетной политике.

12. Утвердить методику ведения раздельного учета, положения которой не должны противоречить нормативным и законодательным актам.

13. По налогу на добавленную стоимость:

— освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (не) получать.

— по следующим операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), налоговые льготы (не) применять: ____________________;

— обеспечить раздельный учет сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые используются при производстве облагаемой и необлагаемой продукции;

— утвердить ______________ (должность, Ф.И.О.) ответственной(ым) за ведение налоговых регистров по НДС (книги покупок, книги продаж, журнала регистрации счетов-фактур полученных, счетов-фактур выданных);

— утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписи на выданных счетах-фактурах:

— __________________ (должность, Ф.И.О.);

— применять вычет за периоды, когда издержки на производство необлагаемых товаров (работ, услуг) не превысили 5% от общих расходов: вся сумма налога подлежит вычету (или налог распределяется между затратами и расчетами с бюджетом).

14. По налогу на прибыль утвердить:

Мнение эксперта

— порядок уплаты авансовых платежей: исходя из суммы аванса за предыдущий отчетный период (или исходя из фактически полученной прибыли с начала года);

— показатель, используемый в целях исчисления и уплаты налога на прибыль (для организаций, имеющих обособленные подразделения): ____________________;

— распределение прибыли по каждому обособленному подразделению (не) производить.

15. По амортизируемому имуществу установить:

— метод начисления амортизации: (не)линейный;

— применение пониженных норм начисления амортизации по ____________ с коэффициентами _________________;

— порядок определения нормы амортизации по объектам, бывшим в употреблении: с учетом срока эксплуатации предыдущими собственниками (другой алгоритм);

— применение амортизационной премии: __________ (в размере не более 10 процентов).

16. По материально-производственным запасам установить:

— метод оценки при списании сырья и материалов: _______________________;

— порядок формирования стоимости товаров: _____________________________;

— метод оценки покупных товаров при их реализации: ____________________.

17. По займам и кредитам установить:

— метод принятия процентов к учету: ___________________________________;

— порядок определения сопоставимости долговых обязательств: ___________.

18. По финансовым вложениям установить:

— метод списания стоимости выбывших ценных бумаг: ______________________;

— метод оценки стоимости расчетной цены акции: _________________________.

19. Для классификации доходов установить:

— порядок признания доходов и расходов: ________________________________;

— порядок признания доходов (по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае если связь между доходами и расходами не может быть четко определена): ___________________________;

— порядок признания дохода от реализации работ (услуг) по производству с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг): ________________________________________________.

20. Для классификации расходов установить:

— перечень прямых расходов: ____________________________________________;

— порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам): ____________________________;

— механизм распределения прямых расходов к конкретному производственному процессу (с применением экономически обоснованных показателей): ___________;

— порядок распределения затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов: ______________________;

— порядок признания прямых расходов (для налогоплательщиков, оказывающих услуги): _______________________________________;

— механизм определения доли расходов на освоение природных ресурсов, по каждому участку недр: ________________________________________;

— расходы на содержание вахтовых и временных поселков, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях (если нормативы не утверждены): ________________;

— порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки: ___________________________.

21. По резервам установить:

— виды создаваемых резервов: ___________________________________________;

— порядок резервирования: ______________________________________________.

22. По акцизам установить следующий порядок организации раздельного учета в отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки: ________________________.

Мнение эксперта

23. По налогу на добычу полезных ископаемых установить следующий метод определения количества добытого полезного ископаемого: ____________________.

Приказ об учетной политике

Услышав словосочетание «приказ об учетной политике» большинство работодателей представляют бухгалтерский учет. И это действительно так.

Именно в законе, посвященном бухгалтерскому учету, содержится требование: руководитель должен утвердить приказ об учетной политике. Хотя учетная политика затрагивает и налогообложение.

Поэтому приказ может быть один, а учетных политик – 2. Все зависит от желания руководителя.

Как сформировать и издать приказ об учетной политике? Воспользуйтесь нижеприведенным образцом.

Приказ об учетной политике

к содержанию ↑

Пример приказа об учетной политике

Общество с ограниченной ответственностью «Проектная организация «Система»

Приказ об учетной политике № 17

г. Кемерово 20.01.2022 г.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,

  1. Утвердить на 2022 г. учетную политику ООО «Проектная организация «Система» для целей бухгалтерского учета и налогообложения согласно Приложению № 1 к настоящему приказу.
  2. Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО «Проектная организация «Система», ответственными за ведений бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных учетных документов.
  3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на главного бухгалтера.

Директор Пономарев Пономарев К.С.

С приказом ознакомлен:

Главный бухгалтер Ожередова Ожередова И.Л.

к содержанию ↑

Обязанность издать приказ об учетной политике

Как сказано выше, работодатель должен утвердить учетную политику. Причем достаточно сделать это один раз. В течение 90 дней после создания организации (дата внесения сведений в Единый государственный реестр юрлиц). Если же организация создана давно, а приказ не издан, не теряйте времени.

Работодатель (руководитель) не должны переиздавать приказ каждый год. Применять уже утвержденную учетную политику можно из года в год. И продлевать отдельным приказом не обязательно. Вносить изменения, дополнения в приказ об учетной политике можно. И нужно, если изменяется соответствующее законодательство РФ.

Работодатель не обязан предоставлять приказ об учетной политике в налоговые и (или) иные государственные органы. Но если в запросе на предоставление документов такой приказ фигурирует, его нужно предоставить в указанные в запросе сроки.

к содержанию ↑

Содержание приказа об учетной политике

Формы многих документов, касающихся кадров, разработаны и утверждены органами власти. К примеру, приказ о приеме на работу можно «подсмотреть» в постановлении Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1. Как и приказ о направлении в командировку, личную карточку работника и т.п.

Первичные бухгалтерские документы тоже можно найти в нормативных актах. Правительства РФ, Федеральной налоговой службы и т.п.

Очень часто в небольших организациях функции главного бухгалтера возлагаются на директора. Чтобы более детально вникнуть в принципы формирования учетной политики и ее изменения обратитесь к приказу Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н.

Итак, сам приказ об утверждении учетной политики включает:

  • наименование организации
  • номер, дата и место издания (утверждения)
  • наименование приказа – Приказ об учетной политике
  • распоряжение об утверждении учетной политики
  • контроль за исполнением требований приказа
  • приложение – собственно учетная политика, как варианты ведения бухгалтерского учета.

Приложение (учетная политика) может содержать также формы первичных учетных документов, рабочий план счетов, порядок документооборота в организации, детализированные формы бухгалтерской отчетности, если организация их применяет.

Не стоит включать в приказ организационные и технические нюансы учета, ОКВЭДы, порядок исчисления налогов и иные обязательные в силу закона данные.

к содержанию ↑

Как изменить приказ об учетной политике

Изменить уже утвержденную учетную политику организация должна, если изменяются правовые акты в сфере бухгалтерии, а также в случае существенного изменения условий хозяйствования. Например, организация сдавала в аренду нежилые помещения. И стала продавать нефтепродукты. Учетную политику потребуется изменить.

Также изменить приказ об учетной политике можно, когда руководитель принимает решение о новых способах ведения бухгалтерского учета. Качественно лучших.

Обратите внимание, что приказ об учетной политике обязателен для всех филиалов и представительств, обособленных представительств организации.

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может приниматься как вместе с учетной политикой для бухгалтерского учета, так и отдельным документом. Целесообразнее принять ее отдельным приказом — в таком случае будет проще вносить корректировки в случае их необходимости.

Понятие «учетная политика для целей налогообложения» дано в п. 2 ст.

11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, — это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

общие и организационно-технические вопросы;

методологические аспекты. К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

применение аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– методы оценки активов и обязательств;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

– определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

– выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

– выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

– идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

– отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

– оформление избранной учетной политики.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо.

Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом.

Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

если организация решила изменить применяемые методы учета;

если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены: порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства), а также состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет.

В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы:

Мнение эксперта

1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период.

Датой получения дохода является последний день отчетного периода — по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам.

3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале.

4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.

5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки.

6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности.

Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания.

7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов.

Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета.

Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно.

В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.

8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.

9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета.

Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов.

10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации.

11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.

12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания.

13. Когда предполагается создать резерв сомнительных долгов в учетной политике следует отразить следующие данные: состав сомнительных долгов — по суммам, должникам и срокам возникновения; размер создаваемого резерва; сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.

14. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике целесообразно указать: состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров; схему расчета резерва; порядок и сроки уточнения резерва.

Как составить учетную политику для целей налогообложения

Автор статьи
Следующая
ДругоеШтраф за неуплату налогов ИП

Добавить комментарий

Adblock
detector