Расчет водного налога: кто и куда платит, пример в 2020 году

Что означает понятие «Налогоплательщики водного налога», каков порядок его начисления и особенности уплаты в государственный бюджет?

За что именно вносится оплата, какие водоемы и какие виды деятельности населения и организаций облагаются налогом?

Определения

Под водным налогом понимают плату за использование водных ресурсов, что находится на территории государства. Уплата производится в федеральный бюджет.

До появления такого налога все граждане РФ должны были осуществлять перечисление средств, как плату за воду. Нововведения в нормативных актах вступили в силу с 2005 года.

Плательщики водного налога – это лица, которые проживают на территории РФ, и пользуются водными объектами в порядке, что строго регламентирован нормативными актами.

За что платить

Оплата налога за водопользование осуществляется, если предприятие или гражданское лицо, зарегистрированное в качестве ИП, пользуется водоемами в таких целях:

  • для питья и бытовых потребностей населения;
  • для сельскохозяйственных нужд;
  • для использования в производственном процессе, в том числе и выработке электроэнергии;
  • для осуществления лесосплава;
  • чтобы добывать полезные ископаемые, торф, сапропель с днища;
  • для проведения строительных работ (кроме создания защитного сооружения от негативного влияния вод; для того, чтобы улучшить качество воды).
  • для иных целей государства и общественности.

Налог стоит рассчитывать в том случае, когда лица пользуются водоемами, применяя сооружения, технические средства, устройства, а также имеют на это разрешающие документы (лицензии), что составлены согласно договорам использования водного объекта.

Налог перечисляют в казну за использование:

  • рек;
  • моря;
  • ручья;
  • болота;
  • канала;
  • подземных источников;
  • озера и т. д.

Нормативная база

Регламентирован порядок, сроки уплаты и исчисления сумм налога за водопользование гл. 25.2 НК. В этом законе отменено лицензирование поверхностными объектами.

Права на использование водоемов налогоплательщик получает при составлении договора или решений о возможном использовании ресурсов.

В соответствии со ст. 333.8 НК, плательщиками не считаются лица, что используют водоем согласно условиям, описанным в договоре или решении, что заключалось после того, как введен Водный кодекс.

Уплачивают они сбор неналогового характера за использование водного ресурса. С 1.01.2015 г. в ст. 333.12 внесено правки (закон от 24 ноября 2020 г № 366-ФЗ).

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

В документе говорится о ежегодной индексации ставок по водному налогу, что были действительны в предыдущем году. Применено повышающий коэффициент 1,15.

В будущем будут действовать следующие коэффициенты:

С 2020 г. 1,32
В 2020 г. 1,52
В 2020 г. 1,75
В 2020 г. 2,01
В 2020 г. 2,31
В 2021 — 2025 гг. 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65

Ставка водного налога в 2020 г. – 81 руб./тыс. м3. Плательщики обязаны отчитываться в орган по месторасположению водного объекта за каждый налоговый период (квартал).

Подача декларации и уплата налога осуществляется до 20.01, 20.04, 20.07, 20.10, то есть в том месяце, что следует за отчетным периодом.

Налоговые ставки установлены законодательством по каждому водному объекту в отдельности, с учетом месторасположения, экономического р-на и вида использования вод.

Если превышено норму потребления, сумма налога будет исчислена по ставке, что больше обычной в 5 раз. При отсутствии квартального лимита, уплатить нужно будет ¼ от суммы годовой нормы.

Все о госпошлине при вступлении в наследство в 2020 году, читайте здесь.

Исчисления сумм, что подлежат перечислению в государственную казну, плательщик проводит сам. Размер налога – это произведение налоговой базы, ставки налога. Общая сумма рассчитывается путем сложения показателей.

Льготы не установлены. В соответствии со ст. 27 НК, граждане могут использовать водоемы для собственных потребностей или для ведения бизнеса, зарегистрировавшись как ИП.

Для личного пользования водным объектом предоставляется полная свобода. Не относятся к водным объектам, что облагаются налогом:

  1. Забор вод из подземного источника, что содержит полезные ископаемые, ресурсы для лечения, а также термальных вод.
  2. Осуществление забора вод организациями-борцами с пожарами, или компаниями-ликвидаторами стихийного бедствия, аварии.
  3. Осуществление забора вод для таких видов попуска, как санитарный, экологический и судоходный.
  4. Забор морских и речных вод судном, чтобы обеспечить работу оборудования.
  5. Забор вод, использование акваторий водоемов предприятиями, основная деятельность которых – ловля рыбы, или ООО по производству водного биологического ресурса.
  6. Пользование акваторией водного ресурса для плавания на судне, маломерном средстве.
  7. Пользование акваторией для стоянок или размещения водного транспортного средства, коммуникации, здания, оборудования, а также для осуществления деятельности на воде и т. д.
  8. Акватория водоема, что используется с целью проведения мониторингов водного ресурса и другого ресурса, в том числе и для ведения такой деятельности, как поисково-съемочная, гидрографическая, геодезическая.
  9. Акватория водоема для расположения и проведения строительных работ для воднотранспортной отрасли, водопроводной, канализационной.
  10. Акватория вод, что используются плательщиками для организации отдыха людей с ограниченными возможностями, а также ветеранов и детей.
  11. Пользование водоемами при дноуглубительных и остальных видах деятельности, что связана с использованием судоходного водного пути или гидротехнического сооружения.
  12. Пользование водным ресурсом для потребностей обороны государства и его безопасности.
  13. Осуществление забора воды для полива сельскохозяйственных угодий, садового, дачного и огороднического участка, для водопоя животных.
  14. Осуществление забора шахтно-рудничной и коллекторно-дренажной воды из подземного источника.
  15. Пользование акваторией водоема рыбаками или охотниками.

Если плательщик использует водоемы для добычи недр, то будет применима к таким действиям статья 9 часть 3 (Водный кодекс).

Если организации признаются налогоплательщиками водного налога в качестве крупнейших, они должны подавать отчет по месту регистрации как крупнейшие плательщики (ст. 83).

к содержанию ↑

Кто является плательщиком водного налога

Кто обязан платить водный налог, а кто освобождается от такого обязательства – такую информацию просто необходимо знать любому гражданину и предприятию.

Выполнение своего долга по уплате налога государству позволит избежать штрафов за нарушения законодательства.

Общие правила

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, которые используют водоемы (подземные в том числе) для специальных и особых целей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Платить налог не нужно лицам, которые используют водный объект на основании договора о пользовании водоемом, что заключался, и после того, как вступил в силу Водный кодекс.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

В данном документе предусмотрено 2 основания использования водного объекта и решения о возможности использовать ресурс. В таком случае будет взиматься с плательщика плата за воду, а не налог.

Компании, которые обеспечивают жителей региона водой для собственных бытовых нужд, и имеют соответствующе договора, обязаны получать с населения плату за водоснабжение, — не будут перечислять водный налог.

Физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, или не ведет деятельность, что связана с пользованием водным ресурсом, а также не имеющее лицензии, не считается плательщиком водного налога.

Для того чтобы определить объем забранной воды, представителем налогового органа может быть потребован дополнительный список документации для проведения проверки расчета суммы.

Такое право предоставляется согласно ст. 31, 88 НК. Если действие лицензии на пользование водоемами прекращено, то обязанность уплачивать налог не снимается.

Плательщиками признаются граждане и предприятия, срок действия лицензии которых истек, но новый договор не заключен, а лицо и далее пользуется водным объектом.

Оплачивать налог не нужно будет, когда заключено и зарегистрировано договора об использовании воды, что предусматривает плату (неналоговую).

Собственник или арендатор?

Часто возникает вопрос о том, кто должен платить налог – собственник или арендатор земельного участка, на котором расположен водный объект, что облагается налогом на водопользование.

Видео: водный налог

Если владелец надела не использует водоем, он не получает права на освобождение от уплаты налоговой суммы. Любое начисление в государственный орган проводится собственником в порядке, оговоренном законодательными актами.

Арендатор не должен оплачивать водный налог. Но он осуществляет платежи, что оговариваются в договорах.

В том случае, если уведомления об оплате налога получает лицо, арендующее территорию, нужно будет подать в налоговый орган выписку из органа юстиции о том, кто является владельцем участка.

к содержанию ↑

Контроль со стороны государства

Государственными структурами проводятся проверки, задача которых – обеспечить экономическую безопасность РФ и проследить, насколько соблюдаются федеральные и муниципальные фискальные интересы.

Уполномоченные лица следят за уплатой или взиманием налога. Такая деятельность органов позволяет предупредить и выявить правонарушения, привлечь к ответственности лица-плательщика, что нарушило закон.

Какой размер госпошлины за регистрацию договора дарения, читайте здесь.

Все о госпошлине за переоформление лицензии Ростехнадзора, смотрите здесь.

Объект налогового контроля – движение денег в публичных денежных фондах, в том числе и трудовой, материальный и другой ресурс.

Предмет проверок – налоговая декларация и ведение бухгалтерского учета и т. д. (в соответствии с законодательством).

Представитель структур, который проводит проверку, не имеет права разглашать информацию о плательщике налога. Формы контроля установлены в пункте 1 статьи 31 НК.

Уполномоченное лицо имеет право:

  1. Потребовать пакет документации (те формы, что регламентированы нормативными актами), что является основанием для расчета и перечисления в казну, и подтверждает факт правильного исчисления и своевременное перечисление сумм.
  2. Изъять документы при проверках, если они являются доказательством нарушения, или есть основания полагать, что документы плательщик может уничтожить, изменить и т. п.
  3. Вызвать с помощью письменного обращения плательщика в налоговую структуру для пояснения уплаты или в других ситуациях, если это предусмотрено законодательством.
  4. Осмотреть водный объект, что используется плательщиком для получения прибыли.
  5. Привлечь для осуществления контроля специалиста, эксперта, переводчика.
  6. Вызвать лицо, которое является свидетелем определенных обстоятельств, важных для проведения проверок.

Проверка может быть выездного и камерального плана.

Мнение, что плательщиками признаются только предприятия, является не правильным.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Стоит помнить, что и физическое лицо, и индивидуальный предприниматель должен исчислять и уплачивать сумму налога, если их деятельность связана с водными объектами.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Кто признается плательщиком водного налога

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане.

Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года.

После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору.

До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица .

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно.

Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи.

Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены. А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии ?

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет. Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды . Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями.

Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно. В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта ?

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица .

к содержанию ↑

В какой бюджет платить

Водный налог – плата за применение ресурсов данного типа, которые располагаются на территории нашего государства. Уплата осуществляется в адрес федерального бюджета страны.

До тех пор как появилась эта выплата, гражданам приходилось перечислять эти средства в качестве платы за воду. Плательщиками сбора признаны лица, проживающие на территории страны и использующие ее ресурсы.

Оплата непременно осуществляется, если лицо, имеющее регистрацию как ЮЛ или ИП, пользуется водой в следующих целях:

  • обеспечение питьевых и бытовых нужд населения, снабжение его представителей технической и питьевой жидкостью;
  • применение в рамках производственной деятельности;
  • проведение лесосплавных мероприятий;
  • поиск полезных ископаемых;
  • осуществление строительных мероприятий;
  • достижение прочих государственных и общественных целей.

Перечисление соответствующей суммы осуществляется в казну федерального бюджета при пользовании морями, реками, ручьями, болотами, каналами, источниками, расположенными под землей, озерами.

Срок и порядки, в которых осуществляются оплатные мероприятия, прописаны в рамках ст. 25.2 НК РФ. Есть дополняющие документы, свидетельствующие о проведении ежегодной индексации ставок, что прописано в ФЗ №366 от 24.11.2014. В 2018 году показатель ставки по налоговому отчислению за пользование ресурсами – 81 руб. / тыс. куб. м.

За плательщиками закреплено обязательство по предоставлению отчетности в орган, где располагается основной объект (т. е. где фактически происходит водопользование) в течение каждого квартала (подача документа производится до 20-го числа ежеквартально).

Законодатель установил и принял налоговые ставки для каждого объекта на индивидуальной основе, учитывая местоположение, экономическое благополучие региона, характер применения вод.

к содержанию ↑

Порядок расчета и сроки оплаты

Порядок мер по расчетным действиям фигурирует в ст. 333.13 Налогового кодекса РФ. В статье 333.14 отображены базовые сроки, в течение которых объект обязуется внести требуемую денежную величину.

В законе отмечено, что налог нужно оплатить не позже 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом, т. е. плата вносится четырежды в год в среднем месяце каждой поры года.

Если крайняя дата уплаты – выходной или праздник, то окончательным периодом признается первый рабочий день, который следует за 20-м числом.

Для расчета сумм, которые требуется уплатить, используются особые тождества, и функционируют определенные условия.

  1. Если речь идет о классическом пользовании водными ресурсами, оплата осуществляется в обычном порядке. К этому же времени происходит и предоставление декларации в инспекцию по налогам и сборам, которая находится по месту пребывания объекта обеспечения.
  2. Если плательщик налога ведет масштабную деятельность и владеет крупным предпринимательством, за ним закрепляется обязательство по оплате сбора в ФНС по месту пребывания на учете.
  3. Если это иностранный гражданин или физическое лицо, декларационная бумага подлежит подаче по месту пребывания органа, выдавшего лицензию на эксплуатирование объекта.

В ст. 50 Бюджетного кодекса РФ сказано, что зачисление этой выплаты в полном размере осуществляется в федеральный бюджет. Льготных условий по внесению платы за этот сбор правительством не предусмотрено.

Это свидетельствует об отсутствии каких-либо региональных послаблений. В процессе оформления КБК необходимо грамотно заполнить документ, указав в строке 104 код бюджетной классификации. Это нужно для того, чтобы сумма ушла «в нужном направлении», и не возникло никаких ошибок.

Для осуществления операций по бухгалтерскому учету необходимо использовать специальные проводки.

По дебету используются балансы 20, 23, 25, 26, а по кредиту принято применять 68-й счет. Эта операция свидетельствует о начислении суммы платы за факт использования ресурсов и объектов.

Проводка Дт68Кт51 символизирует перечисление в бюджет федерального значения платы.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Установление налога – прерогатива главы 25.2 НК РФ. Он был введен в непосредственное функционирование с 01.01.2005 г. вместо платы, которая действовала за пользование объектами.

В качестве объектов налогообложения в РФ принято понимать суммы, уплачиваемые за осуществление следующих видов деятельности:

  • забор водных ресурсов из перечисленных ранее объектов для применения в установленных целях;
  • практическое применение принадлежащих населению и государству акваторий;
  • отсутствие забора воды в целях ведения гидроэнергетики;
  • лесосплав в кошелях и плотах.

Объектами налогообложения не являются следующие организации и предприятия:

  • забор ресурсов из подземных объектов;
  • обеспечение пожарной безопасности тех или иных объектов;
  • процесс ликвидации последствий форс-мажорных ситуаций;
  • формирование санитарных пропусков;
  • забор ресурсов со стороны морских суд для обеспечения технологичной работы оборудования;
  • использование воды для рыбоводства и обеспечения работы биологических ресурсов.

Это не исчерпывающий перечень видов деятельности, за которые начисление налога не предполагается правительством.

Наряду с этим внимание следует уделить налоговой базе. Ведь в отношении каждого направления водопользования база определяется в индивидуальном порядке.

  1. В случае забора воды определение базы производится в качестве объема забранного из водного объекта ресурса в рамках того или иного налогового периода.
  2. Если речь ведется о практическом применении водных объектов, выявление производится в качестве площади водного пространства, которое предоставляется.
  3. В ситуации использования объектов водного значения без забора воды в целях гидроэнергетики расчет осуществляется в форме количестве электроэнергии, произведенной за годовой период.
  4. Если организации используют водные объекты в целях обеспечения лесосплава, база есть произведение объема требуемой древесины и расстояния полученного сплава (в км).

Установление ставок по налогам происходит по бассейнам озер, рек, морей, а также по экономическим регионам страны в случае забора мировой жидкости, применения акватории, водных объектов для гидроэнергетики, сплава древесины.

Если забор осуществляется сверх лимитов, которые установлены на государственном уровне, установление ставок происходит в пятикратном размерном показателе.

Если утвержденные лимиты по кварталам отсутствуют, определение их происходит в качестве ¼ утвержденного порога. Ставка составляет 81 р. за 1000 куб. м.

к содержанию ↑

Отчетность для предпринимателей

Факт введения в действие водного налога и Водного кодекса в 2005 году привело к улучшению в процессе применения водных объектов и получения за них платы. Но тенденция такова, что документ признается постепенно устаревающим.

Ведь в течение последних нескольких лет в Госдуме происходит активное обсуждение поправок, которые будут внесены в закон. Они заключаются в предоставлении государству возможности осуществлять всесторонний и полноценный контроль над объектами водного значения.

В целях пользования ресурсами и объектами, выступающими в качестве собственности государства, исполнительный орган должен выдать плательщику соответствующую лицензию.

Практика показывает, что сдачей этой декларации занимается большинство объектов. Они же и обеспечивают уплату самого налога за пользование водными ресурсами по месту, где располагается сам объект.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Наряду с этим крупнейшие плательщики налогов осуществляют сдачу отчетности в инспекцию по месту учета. А должностным лицам требуется еще и сдача документов в ИФНС по месту пребывания органа, осуществившего выдачу лицензионного разрешения.

Исчисление срока при этом производится в общем порядке.

Многих пользователей водных ресурсов интересует вопрос, есть ли необходимость в предъявлении декларации, если забора воды не имеется. А также – требуется ли соблюдать сроки сдачи налога в 2018 г.

Да, это обязательно, ведь в данной ситуации закон принят далеко не в пользу плательщиков сбора. Если у организации имеется лицензия на применение недр, допускающая забор, оно обязано платить водный налог и, соответственно, сдавать декларацию.

Получается, что даже если организация водный объект не использует, ей требуется подать нулевую декларацию.

Таким образом, водный налог – финансовая плата за факт пользования водными ресурсами. Его внесение является обязательным для всех, кто эксплуатирует природные объекты в корыстных целях, т. е. для получения прибыли и обеспечения общественных (государственных) нужд.

Оплата сбора осуществляется каждый квартал, а подача декларационной отчетности производится не позднее 20-го числа месяца, который следует за периодом отчета. Грамотный подход к проведению расчетных мероприятий и подаче документов позволит избежать ошибок и нарушений действующих норм законодательства.

Подробнее о расчете и уплате водного налога смотрите ниже на видео.

Новое в водном налоге в 2020 (последние новости)

  • Ключевые актуальные ставки по ВН на 2020 г.
  • Особенности уплаты ВН в 2020 г.: «старое» и новое.
  • Представление отчетности по ВН: форма не изменилась
  • Особенности калькуляции ВН на 2020 г.: основные применяемые формулы
  • Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита
  • Распространенные ошибки декларантов при подготовке и сдаче отчетности
  • Ответы на часто задаваемые вопросы

Водный налог (далее по тексту сокращенно – ВН) – весьма своеобразный федеральный налоговый сбор. Все связанные с ним вопросы регулируются гл. 25.2 НК РФ.

Важно! НК РФ на сегодня применяется в актуализированной редакции с изменениями и дополнениями от 01.05.2020.

Категория плательщиков, как и объект налогообложения на 2020 г. не поменялись. Платить ВН по-прежнему должны:

  • юрлица, физлица, ИП, которые пользуются водными объектами, и это пользование подлежит лицензированию;

Не оплачивают ВН те, кто обеспечивает водой (для обороны, безопасности государства). Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования либо на основании решений о предоставлении их в пользование. При этом учитываются только те соглашения и решения, которые имели место после того, как начали применять нормы ВК РФ, утвержденного ФЗ РФ № 74 от 03.06.2006 (ред.

от 27.12.2020).

Отсюда следует, объект налогообложения – забор воды из конкретного объекта. Между тем водный налог удерживают только по некоторым видам так называемого водопользования. В таблице и далее по тексту используются сокращения: ВО (водный объект), ВН (водный налог).

Как отмечает ФНС РФ, с 15 типов водных объектов ВН не удерживают.

к содержанию ↑

Ключевые актуальные ставки по ВН на 2020 г.

Особое внимание надлежит обратить именно на ставки данного налога, т. к.

все имеющиеся изменения, по сути, связаны с ними. Ст.

333.12 НК РФ устанавливает базовые ставки для калькуляции ВН, актуальные и для 2020 г., которые разделены, точнее, дифференцированы по разным основаниям. Например, в зависимости от экономического района, бассейна озер, рек, морей, а также с учетом вида водопользования.

Отображаются все ставки в рублях, отвечающих объему 1 тыс. куб. м. забранной воды. Все применяемые на 2020 г. ставки опубликованы на сайте ФНС РФ. К ним относят:

  1. При заборе воды из ВО.
  2. В случае использования акватории.
  3. При пользовании ВО без заборов.
  4. В целях использования ВО для лесосплава.

Перечисленные ставки (применительно ко ст. 333.12) корректируются при помощи множителей, которые повышаются из года в год. Начиная с 2020 г. и вплоть до 2025 г. будут применяться следующие их размеры.

Год 2020 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Соответствующий ему множитель 2,01 2,31 2,66 3,06 3,52 4,05 4,65

Новый тариф для водоснабжения населения за период с 1 января по 31 декабря 2020 г. составляет 141 рубль за тысячу куб. м. ресурсов. Показатель также меняется по годам, следовательно, на 2020 г. он уже будет другим. По отношению к нему повышающие множители не применяются.

Важно! Если лимит при заборе превышен, то тариф, как принято, увеличивается в пять раз.

Несколько особняком стоит ситуация, когда забор водных ресурсов осуществляется без использования измерительных систем и устройств. Тогда к ставке, определенной по ст. 333.12 НК РФ, добавляется еще и множитель 1,1. Если речь идет о добыче подземных вод с целью их последующей перепродажи к базовой ставке надлежит добавлять множитель 10.

к содержанию ↑

Особенности уплаты ВН в 2020 г.: «старое» и новое.

Перечисленный выше круг обязанных лиц должны платить ВН по завершению каждого квартала до 20 числа месяца, который сразу следует за истекшим кварталом. Оплата вносится по месту нахождения объекта. Т.

е. порядок уплаты ВН, по сути, не поменялся.

Тем не менее следует знать, что в 2020 г. крайний срок «поквартальной» уплаты ВН приходится на следующие дни.

Квартал 2020 г. 1 2 3 4
Соответствующий ему крайний срок уплаты ВН до 20.04.2020 до 20.07.2020 до 20.10.2020 до 20.01.2020

Если последний день платежа выпадает на выходной (праздник), то его, как и ранее, переносят на первый же рабочий день, который следует за ним. Так, к примеру, за 3 кв.2020 г.

нужно заплатить водный налог до 20 октября. Это суббота, выходной.

Поэтому крайний срок переносится с 20.10 на 22.10, понедельник (первый рабочий день). Соответственно, заплатить ВН нужно не позднее 22.10.2020.

Вопросы исчисления водного налога регламентирует п.3 ст. 333.13 НК РФ. Ответственность плательщиков на налоговые нарушения определяет ст. 119 и ст. 120 НК РФ.

Зам. директора Департамента В.А.Прокаев.

к содержанию ↑

Представление отчетности по ВН: форма не изменилась

Особенности калькуляции ВН на 2020 г.: основные применяемые формулы

Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.

Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.

к содержанию ↑

Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита

Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.

При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2020 г.), объем (32 тыс. руб.).

к содержанию ↑

Распространенные ошибки декларантов при подготовке и сдаче отчетности

Ошибка 1. Декларацию должны заполнять и подавать все плательщики ВН. Данная норма определена НК РФ, на 2020 г. не изменилась и применяется повсеместно.

Физлица и иностранные организации исключением не являются. Они обязаны представить копию документа по месту нахождения органа, выдавшего им лицензию.

Пример 2. Исправление ошибки в декларации KHД 1151072

Допустим, в декларации плательщик ошибочно записал размер налоговой ставки. Чтобы исправить ошибку, декларанту нужно действовать следующим порядком:

  1. Перечеркнуть неверное значение.
  2. Написать правильный вариант суммы.
  3. Рядом проставить свою подпись.
  4. Тут же поставить дату исправления и печать организации.

Данный порядок внесения правок установлен п. 2.3 ч. II Порядка заполнения декларации по ВН.

к содержанию ↑

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Какие льготы по водному налогу установлены на 2020 г.?

Льготы по данному виду налога законодательством на 2020 г. не предусмотрены. Собственно и до сего момента никаких привилегий по ВН также не было и не применялось.

Вопрос №2: Какой КБК нужно записать юрлицу в платежке при уплате ВН?

Водный налог для юридических лиц

Исчисление и уплата водного налога регулируется главой 25.2 НК РФ. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты водного налога, а также как рассчитать водный налог за квартал на примере.

к содержанию ↑

Что такое водный налог и кто его платит

Основной проблемой данного вида налогообложения является определение круга налогоплательщиков. Связано это с тем, что для понимания совокупности положений главы 25.2 НК РФ нужно ознакомиться с:

  • водным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами;
  • приказом МПР РФ от 23.03.2005 N 70 «Об утверждении перечня видов специального водопользования».

Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются:

В них оговаривается понятие и круг пользователей водными ресурсами и недрами, заключающих договоры водопользования, получающих специальные разрешения, осуществляющих особое и специальное водопользование, а также видов деятельности, подлежащих лицензированию.

При оформлении новой лицензии, т.е. когда предыдущая лицензия уже закончилась, а следующая еще оформляется, и в этой ситуации не были нарушены сроки представления документов для продления лицензии, то нарушения правил водопользования нет, как и оснований для административного взыскания.

Не обязаны платить водный налог организации и физические лица, заключившие договора использования водных ресурсов после вступления в силу Водного кодекса РФ, то есть после 01.01.2007 г., т.к. эти водопользователи вместо налога вносят оговоренную плату.

к содержанию ↑

Водный налог: ставки

Законодатели скрупулёзно подошли к определению налоговых ставок водного налога. Учтены экономические районы ведения деятельности по каждому основанию для налогообложения, определены ставки для всех бассейнов внутренних морей, рек и озер (ст.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

333.12 НК РФ). При этом, если, река используется одновременно в разных экономических районах, то ставку нужно применить отдельно к каждому участку.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Также законодательством установлены следующие повышающие коэффициенты:

После учета всех применяемых коэффициентов ставка налога округляется до целого значения.

к содержанию ↑

Методика исчисления и уплаты водного налога

Статьи 333.9 и 333.10 НК РФ устанавливают следующие объекты обложения водным налогом и способы определения налоговой базы по ним:

Лесосплав в плотах и кошелях

Признан льготным достаточно широкий круг случаев использования водных ресурсов, перечисленных в п. 2 статьи 333.9 НК РФ. Закрытый список состоит из 15 пунктов.

Плательщик водного налога обязан самостоятельно исчислить причитающуюся в бюджет сумму налога, умножив налоговую базу на соответствующую ставку и применив все установленные повышающие коэффициенты, по каждому виду водопользования. Результаты нужно сложить и внести в декларацию.

Налоговым периодом по водному налогу признаётся квартал. Следовательно, по окончании каждого квартала плательщик водного налога обязан представить декларации и уплатить налог – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

Декларация должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Иностранные организации также подают копию декларации в ту налоговую инспекцию, где зарегистрирован орган, выдавший лицензию на водопользование.

Также по водному налогу в настоящее время складывается весьма интересная и неоднозначная судебная практика. Часто налоговые органы на местах обращаются в вышестоящие инстанции для разрешения спорных ситуаций.

Учитывая, что водопользование без лицензии строго наказывается не только налоговыми органами, но также в административном и даже уголовном порядке, будет правильно пользоваться данным опытом, рекомендациями и консультациями в местных органах власти.

Автор статьи
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
РасчетыРасчет налога на роскошь автомобиль

Добавить комментарий

Adblock
detector