Пропорциональная система налогообложения: отличия плоской шкалы налогооьлодения от прогрессивной, плюсы и минусы

В России основная ставка подоходного налога составляет 13 %, вне зависимости от размера дохода. Такая шкала подоходного налога, для которой определена фиксированная налоговая ставка, называется плоской.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Векленко М. В.

считают, что женщины более ответственны, исполнительны, коммуникабельны, энергичны. В то время, как мужчины более решительны, инициативны, и стрессоустойчивы.

Таким образом, эффективность современного руководителя зависит не только от его личных качеств и внешних условий, но и гендерных отличий, их соответствия уровню управления и сфере деятельности. Женщины-менеджеры достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих только женщине черт и качеств.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в осуществлении подхода назначения руководителей, в их распределении по уровням управления, в зависимости от вида экономической деятельности, с целью повышения прибыльности, эффективности, в целом, конкурентоспособности отечественных предприятий.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. — М.: Дело, 2004. -704 с.

4. Чернега А. Женщина в бизнесе [Электронный ресурс] // «Взгляд»: деловая онлайн-газета. — Режим доступа: https://vz.rU/society/2007/3/8/71516.html.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛОСКОЙ И ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета, г. Сызрань

Вторым вариантом налогового исчисления является прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, действующая в настоящее время во многих странах Европы и Америки.

* Кафедра Экономики и управления. Научный руководитель: Тихонов Ю.А., доцент, кандидат экономических наук.

Основной особенностью прогрессивной шкалы подоходного налога является дифференцированная налоговая ставка, которая возрастает по мере роста дохода налогоплательщика.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

В настоящее время в России среди экономистов, законодателей и аналитиков не утихают споры о том, какая шкала подоходного налога оптимальна для нашего государства — плоская или прогрессивная.

При этом сторонники прогрессивной шкалы подоходного налога говорят о том, что в России слишком велико социальное расслоение на богатых и бедных, в то время как прослойка, так называемого среднего класса, являющаяся основой экономики развитых государств, чрезвычайно тонкая, поэтому плоская шкала НДФЛ — неэффективна [1].

Главная проблема развития нашей страны — недостаток покупательского спроса. У большинства россиян просто нет денег.

Многим хватает лишь на питание. С другой стороны, бедность и социальное расслоение населения России обусловлены не отсутствием ресурсов, а их неэффективным распределением.

Оптимизацией распределения доходов можно существенно снизить социальное расслоение, увеличить объем поступлений в бюджет, уменьшить число бедных, повысить покупательский спрос. Данная проблема может быть решена, в том числе, совершенствованием сбора подоходного налога.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога позволило бы перераспределить налоговое бремя, практически освободив от налогов людей, находящихся на грани выживания, и в то же время сделать основной упор на налоговое обложение сверхдоходов [1].

В данной работе предлагается прогрессивная шкала налогообложения и ее практическое применение для бюджета Российской Федерации.

Целью введения таких изменений в налоговое законодательство является решение следующих важнейших задач социально-экономического развития России:

— повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоев населения;

— устранение огромного имущественного неравенства населения;

— увеличения доходной части региональных бюджетов;

— создание налоговых условий, стимулирующих коммерческие организации к расходованию прибыли на расширение и модернизацию производства, а не на ее чрезмерное личное потребление.

Действующая налоговая ставка НДФЛ в 13 % была введена в 2001 году и должна была, по замыслу авторов, упростить сбор налогов и легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах.

Реальные результаты, согласно заключению Счетной палаты РФ таковы, что снижение налоговой нагрузки, в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц, не оказало существенного влияния на легализацию не облагаемых ранее налогом доходов. Более того, по оценке ряда экспертов, доля «теневых» доходов, в т.ч. коррупцион-

Социальное расслоение населения все последние годы так же увеличивалось и достигло катастрофических размеров: коэффициент отношения денежных доходов 10 % самых богатых граждан России к доходам 10 % самых бедных граждан составил 15,8 в 2010 г [3].

По количеству долларовых миллиардеров Россия уверенно вышла на первое место в Европе, и это притом, что более трети населения живёт за чертой бедности.

Согласно данным Росстата в январе-сентябре 2010 года на долю 10 % самых богатых россиян приходилось 30,5 % общего объема денежных доходов населения, а на долю 10 % самых бедных — лишь 1,9 % [3].

В такой ситуации Россия напоминает семью с неумными родителями. В этой семье почти все заработанные родителями средства отдаются одному «самому любимому» ребенку, который тратит их на забавы.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

В результате всем остальным детям и самим родителям почти ничего не остается даже на питание. И самая главная беда в том, что родителям уже не хватает питания, они слабеют, хуже работают и скоро потеряют работу.

Пострадает вся семья, в том числе и «самый любимый» ребенок, во имя которого разбалан-сировано распределение семейного бюджета.

Таким образом, предлагаемое прогрессивное налогообложение доходов могло бы создать условия, способствующие более рациональному распределению доходов среди населения.

На основании данных Росстат и ФНС о численности и доходах населения, а так же о размере НДФЛ, уплачиваемого в бюджет, в данной работе было предложено внесение изменений в НК РФ.

Согласно предлагаемой редакции пункта 18.2 статьи 217 НК РФ лица, получающие доход ниже 120 тыс. руб. в год, освобождаются от уплаты налога, а в пункт 1 статьи 224 вводится прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от 10 до 30 процентов.

Зависимость ставки НДФЛ от суммарного налогооблагаемого годового дохода следующая: годовой доход до 120 тыс. руб. — не облагается налогом, от 120 до 500 тыс. руб. — облагается по ставке 10 %, от 500 до 1100 тыс. руб. -по ставке 13 %, от 1100 до 2900 тыс. руб. — 20 % и доход свыше 2900 тыс. руб. будет облагаться по ставке 30 %.

В данной работе рассчитывается экономический эффект от применения предложенных нововведений по данным Федеральной службы государственной статистики за 2010г и данным Федеральной налоговой службы за 2010 г.

Так общее количество налогоплательщиков в 2010 г. составило порядка 54,5 млн. человек [4].

По данным Росстат в работе было так же составлено распределение налогоплательщиков по группам доходов в соответствии с предлагаемыми нововведениями.

Далее в работе были проведены расчеты размера подоходного налога, который собирался бы при введении предлагаемой прогрессивной шкалы НДФЛ, т.е. к доходам каждой группы налогоплательщиков применялась соответственная налоговая ставка от 0 до 30 %.

Результаты расчетов экономического эффекта при использовании прогрессивного налогообложения доходов приведены в табл. 1.

Результаты расчетов экономического эффекта при использовании прогрессивного налогообложения доходов следующие:

— доходы бюджета от НДФЛ увеличатся в 1,6 раза и составят 7493,1 млрд. руб.

— освободится от уплаты НДФЛ категория граждан с наименьшими доходами до 120 тыс.руб. в год, их численность составляет 11,2 млн. чел. или 20,6 %

— размер собираемого НДФЛ с группы налогоплательщиков, чьи доходы больше 2900 тыс. руб. в год увеличится в 2,3 раза и составит 3754,2 млрд. руб.

— для категории граждан с доходами от 500 до 1100 тыс. руб., т.е. «среднего класса», размер уплачиваемого в бюджет НДФЛ не изменится.

Сравнения величин НДФЛ по группам годовых доходов по единой ставке 13 % и по предлагаемой прогрессивной шкале

Совокупный Количество Суммарный Размер Размер НДФЛ Экономический

годовой налогопла- годовой доход НДФЛ по по предлагаемой эффект от внедрения

доход тельщиков по группам ставке 13 % шкале предлагаемой шка-

(тыс. руб.) (млн. чел.) (млрд. руб.) (млрд. руб.) (млрд. руб.) лы (млрд. руб.)

Анализ данных расчета экономического эффекта позволяет сделать следующие выводы:

— снижение налоговой нагрузку для 30 млн. налогоплательщиков России с низкими доходами, что составляет 55 % от всех налогоплательщиков, перераспределив ее на более богатые слои населения;

— основной экономический эффект от введения прогрессивного налогообложения почти в 3 трлн. руб. достигается от дополнительного

налогообложения для 0,9 млн. наиболее состоятельных налогоплательщиков, составляющих 1,7 % всех налогоплательщиков.

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и пояснительная записка к нему депутата государственной думы 5-го созыва Владимира Уласа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ulas-vladimir.ru.

2. Официальный сайт Федеральный службы Росстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gks.ru.

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАХОВАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Военная академия РВСН им. Петра Великого, г. Москва

В данной статье рассматривается возможность перехода к групповому и индивидуальному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.

Принятие в 1998 г. Федерального закона №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» призвано служить, в том числе, и весьма важной задаче совершенствования социально-экономических механизмов управления безопасностью военной службы, снижения травматизма и сохранению здоровья военнослужащих.

Новая система обязательного государственного страхования, как показала практика, способна реально обеспечить социальную защиту военнослужащих. Вместе с тем введение в действие Закона недостаточно заинтересовывает воинские части снижать профессиональные риски и осуществ-

* Научный сотрудник спецкафедры, кандидат военных наук, доцент.

Пропорциональная система налогообложения. Российская пропорциональная система налогообложения: преимущества и недостатки

В России, по мнению жителей, уплата налогов и налоговая политика является чем-то неоднозначным. Поэтому нередко государству приходится либо вводить различные рекламные компании, направленные на стимулирование сбора налоговых средств, либо более радикальные и карательные меры.

Эта ситуация говорит не только о дефиците национального бюджета, но и о снижении доверия к государству, к его политике и финансовым механизмам.

В развитых странах, налоговый сбор является основным источником дохода, а также правильного функционирования всего государственного аппарата. При этом вид налога и размер напрямую зависят от развитости самого государства.

Налог, по сути, это обязательные платежи с физических или юридических лиц. Впервые появились при разделении общества на социальные группы, в том числе и государственной части, которая выступает в роли главного мобилизатора средств, некоего управленца.

В СССР взаимоотношения строились на административно-централизованных формах хозяйствования. Государство, как собственник всей промышленности, изымало в бюджет практически всю часть национального дохода, а это около 70-80%, для дальнейшего перераспределения в виде оказания существенной помощь малоразвитым предприятиям за счет более успешных.

Пришедшие рыночные отношения подвели к необходимости пересмотра и реформирования всей налоговой системы. В 1992 году уже был принят целый пакет законов, которые определяли принципы, структуру, основные права, и обязанности.

В условиях рынка, система налогообложения является основным экономическим регулятором, от которого зависит функционирование всего хозяйства. Поэтому для функционирования здесь очень важен правильный научный подход к установлению размера налогов, который не должен отрицательно влиять на плательщика.

То есть после изъятия, плательщик должен иметь возможность обеспечения основных жизненных потребностей, а также расширения производства – развития.

Для повышения эффективности государственный аппарат использует несколько видов налогообложения, а именно:

  • Равное налогообложение;
  • Прогрессивное налогообложение.
  • Пропорциональное налогообложение;

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Равное налогообложение ввел Петр I в 1724 г. Это очень простой и удобный метод сбора, но и самый не справедливый, где заранее установлен фиксированный размер, не зависящий от налоговой базы и чистых доходов.

То есть, и богатые, и бедные обязаны платить равную сумму. Обычно используется как временная мера при возникновении чрезвычайных ситуаций, как дополнительный налог к основному.

Предком можно считать подушный налог, действовавший в Китае в XII в. В Японии и Франции действует до сих пор на уборку территорий, установку электроосвещения и т.д.

При равном налогообложении тяжело приходится только бедным, рабочим слоям населения. Соответственно это плохо сказывается на экономике и промышленности государства.

к содержанию ↑

Прогрессивное налогообложение

Прогрессивное налогообложение представляет собой ставку, которая увеличивается прямопропорционально налоговой базе. Выглядит это достаточно просто – обеспеченные жители платят больше, чем менее обеспеченные.

Пропорциональная система

Пропорциональная система налогообложения предполагает использование фиксированной ставки в процентах для каждого отдельно взятого налогоплательщика. В данном случае размер ставки никак не зависит от изменений налоговой базы.

По поводу такой системы как-то высказался знаменитый экономист и философ Адам Смит, который считал, что граждане должны, в соответствии со своими силами, активно участвовать в обеспечении правительства.

Большинство Российских налогов основаны на пропорциональной системе налогообложения, также как и в большинстве Европейских стран. Например, подоходный налог, где процент четко фиксирован и не зависит от суммы – 2%.

к содержанию ↑

Основные преимущества пропорциональной системы налогообложения

В отличие от, например, равного налогообложения, справедливая пропорциональная система имеет ряд преимуществ. Например, фиксированная ставка налога, которая никоим образом не зависит от изменений налоговой базы. Пропорциональное налогообложение пришло не просто так, это следствие борьбы за справедливость еще со времен Французской революции.

Пропорциональная система налогообложения нашла широкое применение в России и во многих бывших республиках СССР. При ней все налогоплательщики уплачивают налоги по равной процентной ставке, не зависящей от величины дохода. По этой причине она считается справедливой и довольно эффективной в странах с высоким уровнем коррупции.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Под пропорциональным налогообложением подразумевается популярный метод расчета налогов, при котором все налогоплательщики платя налог по равной ставке.

Ставка одинакова для всех и не зависит от размера дохода конкретного плательщика. При росте базы возрастает и налог, в равных пропорциях. В качестве примера пропорциональной системы налогообложения в России можно назвать налог на прибыль, применяемый к юридическим лицам.

Ставка всегда фиксирована и может быть изменена только государственными постановлениями. Система была оценена американским экономистом Адамом Смитом, выразившим мнение, что она позволяет гражданам участвовать в финансовом обеспечении государства в соответствии с индивидуальными возможностями.

В Российской Федерации большинство налогов основано на пропорциональной системе. Принцип был унаследован у стран Европы.

к содержанию ↑

Основные принципы

Главный принцип – в одинаковой ставке налога, то есть проценте, составляемым от общего дохода физического или юридического лица. Соответственно, и сторож и топ-менеджер крупной компании будут уплачивать равный процент от дохода, что делает систему относительно справедливой.

Среди основных принципов данной системы можно выделить:

  • равномерную нагрузку на всех налогоплательщиков;
  • справедливость;
  • всеобщность.

Соответственно, налог равнозначен и равносилен для всех плательщиков , однако, чем больше доход, тем проще уплатить его, и наоборот. Поэтому во многих странах применяется многоступенчатая система, при которой ставка равна только для налогоплательщиков с определенным уровнем дохода, и все они разбиваются на несколько категорий.

При пропорциональной системе соблюдается справедливость, в том числе вертикальная, когда люди с разными доходами выплачивают разные суммы налога. А также горизонтальная, когда плательщики с равными доходами уплачивают равные суммы по одинаковому проценту. Нельзя забывать и о принципе всеобщности.

к содержанию ↑

Формула расчета, применение в России

Пропорциональная система подразумевает, что люди с разными доходами уплачивают равный процент от них, соответственно, расчеты сводятся к простой формуле. Ставка налога делится на 100 и умножается на доход. Подробнее об этом вы можете узнать из следующего видео:

В России значительную часть совокупных доходов от налогообложения составляют следующие виды налогов:

  • 1.На прибыль.
  • 2.На добавленную стоимость.
  • 3.Платежи в негосударственные фонды.
  • 4.Акцизы.

Федеральный бюджет РФ наполняется во многом за счет налога на добавочную стоимость. На протяжении последнего десятилетия поступления из других источников сильно менялись.

Например, прибыль от продажи энергоресурсов всегда зависела от их цены на мировом рынке, политической ситуации. Прибыль от налогообложения существенно стабильнее и обладает повышенным удельным весом.

к содержанию ↑

Особенности и преимущества пропорционального налогообложения

Пропорциональная система обладает рядом важных преимуществ. Например, фиксированной ставкой, не зависящей от изменений в налоговой базе. Она считается относительно справедливой , и истоки системы родились во времена Французской революции, на которую народ поднялся из стремления к справедливости.

По мнению политолога Элвина Рабушка выбор стран Восточной Европы положительно сказался на развитии их экономик, и в качестве выигравших государств он приводит Россию и Словакию, а также Грузию, Украину, Латвию, Эстонию и т.д. Эксперт предполагает, что со временем преимущества пропорционального налогообложения оценят и другие страны, в частности Чехия и Польша.

В сравнении с другими системами налогообложения

На практике система считается очень эффективной , даже в сравнении с прогрессивной, при которой государство получает существенный доход за счет повышенных налогов для богатых граждан.

Дело в том, что в этом случае растет социальная напряженность, а большинство крупных предпринимателей предпочитают регистрировать компанию за рубежом, в оффшорных странах, стремясь избежать налогообложения или свести расходы к минимуму. Это же касается и регрессивной системы.

При высоком уровне коррупции в России их применение могло бы быть не столь эффективным.

к содержанию ↑

Эффективность пропорциональной системы

Нужно выделить факт, что при данной системе максимально минимизированы возможности для уклонения от выплаты налогов или их уменьшения, система максимально эффективна при высокой коррупции и проста реализации.

Страны с высокой ставкой прогрессивного налогообложения столкнулись с резким ростом преступлений , связанных с переводом бизнеса в теневую экономику. Иногда такой возможностью пользуются даже законопослушные граждане. При одинаковом подходе ко всем налогоплательщикам это утрачивает смысл.

С бедных граждан на богатых законодателями была придумана прогрессивная шкала налогообложения, которая применялась в России до 2000 года. Но наряду с положительными сторонами прогрессивное налогообложение, как оказалось, имеет свои минусы, которые делают его не очень популярным.

к содержанию ↑

Какой налог был прогрессивным

Прогрессивная шкала налогообложения в России применялась в отношении налога на доходы физических лиц. В зависимости от размера полученного дохода НДФЛ имел несколько процентных ставок.

Каждому разряду были установлены определённые рамки доходности, в случае превышения которых ставка менялась в сторону увеличения. В связи с тем, что рассчитывалась нарастающим итогом, повышение налога у работников предприятия происходило ближе к концу года.

к содержанию ↑

Основные виды налогообложения, имеющие прогрессивный характер начисления

Прогрессивное налогообложение может иметь различные механизмы начисления платежей. В связи с этим их можно разделить на несколько видов:

  • В основе одноступенчатого начисления лежит минимальный необлагаемый размер дохода и довольно высокая ставка.
  • Многоступенчатый принцип начисления имеет несколько ступеней доходности, ограниченных определёнными суммами. В рамках такой системы может быть использовано от двух до пятнадцати ступеней. Интересной особенностью такого метода начисления является тот факт, что при переходе на очередную ступень, повышенная ставка действует только в той части прибыли, которая превышает установленный порог.
  • Прогрессивная шкала налогообложения может иметь линейный принцип начисления. В его основе лежит постепенное увеличение основной ставки налога, в зависимости от коэффициента роста дохода. Такая система считается довольно эффективной, но трудно внедряемой.

Каждая из вышеперечисленных систем прогрессивного налогообложения имеет свои плюсы и минусы и применяется в различных странах, в зависимости от государственной политики налогообложения. Так, в одних странах определённый вид обеспечил эффективное поступление бюджетных платежей, в то время как в других метод полностью провалился.

к содержанию ↑

Вернётся ли прогрессивный налог в нашу страну?

Совсем недавно законодатели снова подняли вопрос внедрения прогрессивной шкалы налогообложения. В основе предлагаемого метода лежит многоступенчатый способ начисления.

Каждой отдельной категории присваивается своя и при переходе от одной ступени к другой доход облагается в части превышения норматива. Например, было предложено категории лиц с доходом до 60 тыс.

руб. установить ставку 5%.

Более высокие доходы — от 60 до 600 тыс. руб.

— облагать 15%, а начисления от 600 тыс. руб.

— 25%. Но, несмотря на то что такая прогрессивная шкала налогообложения могла бы принести в бюджет значительные доходы, закон был отклонён.

Метод отложили до тех времён, когда он станет максимально эффективным для экономического развития страны. Также причиной отклонения стали большие расходы, связанные с внедрением такой системы.

к содержанию ↑

Система налогообложения с дифференцированной ставкой

В виде альтернативного примера прогрессивного налогообложения может быть приведена дифференцированная система начисления сборов по налогу на добавленную стоимость. Суть идеи состоит в том, что при налогообложении предметов первой необходимости предлагается использовать наиболее низкую ставку, а для дорогостоящих товаров применять более высокую.

Предполагается, что граждане, имеющие наиболее высокий доход, являются основными покупателями предметов роскоши, в связи с этим они будут платить налог по завышенной ставке. В свою очередь, граждане, имеющие небольшой доход, будут освобождены от такого бремени.

Такая система может наиболее равномерно распределить между слоями населения.

Плоская и прогрессивная шкала налогообложения находятся в постоянной конкуренции. Сторонники плоского налогообложения аргументируют свои доводы тем, что прогрессивная шкала снижает мотивацию граждан зарабатывать больше, так как с ростом доходов увеличиваются налоговые сборы.

В свою очередь, плоская шкала не способствует установлению социальной справедливости, уравнивая всех граждан, независимо от уровня дохода.

к содержанию ↑

Положительные и отрицательные стороны прогрессивного налогообложения

Как и любая система, прогрессивная шкала налогообложения имеет свои положительные и отрицательные характеристики. Среди преимуществ можно отметить эффективное поступление бюджетных платежей, снижение социального разделения общества.

К недостаткам прогрессивной шкалы можно отнести увеличение теневых доходов, рост безработицы, снижение материального стимулирования, большие затраты по внедрению.

Если проанализировать всё вышесказанное, то можно сделать следующий вывод, что прогрессивная шкала налогообложения — это довольно мощный регулятор социального неравенства и источник дополнительного дохода в бюджет. Возможно, предлагаемые законодателями модели налогообложения не совсем идеальны, но есть уверенность в том, что, основываясь на опыте других стран и учитывая особенности нашей экономики, в результате будет принято правильное решение, которое окажется наиболее приемлемым для простых граждан.

Преимущества пропорциональной системы налогообложения в Российской Федерации над прогрессивной Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

к содержанию ↑

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Валерий Евгеньевич

В статье сравниваются пропорциональная и прогрессивная системы налогообложения в РФ, доказывается актуальность и большая эффективность пропорционального налога над прогрессивным в связи с экономической ситуацией в России в данный момент.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большаков Валерий Евгеньевич

The article compares the proportional and progressive tax system in the Russian Federation, proves the relevance and greater efficiency of the proportional tax over the progressive in connection with the economic situation in Russia at the moment.

Текст научной работы на тему «Преимущества пропорциональной системы налогообложения в Российской Федерации над прогрессивной»

Преимущества пропорциональной системы налогообложения в Российской

Федерации над прогрессивной

Advantages of the proportional taxation system in the Russian Federation over the

Большаков Валерий Евгеньевич,

студент 1 курса ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», факультет землеустройство, направление менеджмент

Bolshakov Valery Evgenievich,

1st year student of the State University of Land Use Planning, management

Научный руководитель: Маргалитадзе О.Н., к.э.н., доцент кафедры экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия

Аннотация: В статье сравниваются пропорциональная и прогрессивная системы налогообложения в РФ, доказывается актуальность и большая эффективность пропорционального налога над прогрессивным в связи с экономической ситуацией в России в данный момент.

Summary: The article compares the proportional and progressive tax system in the Russian Federation, proves the relevance and greater efficiency of the proportional tax over the progressive in connection with the economic situation in Russia at the moment.

Ключевые слова: прогрессивное налогообложение, пропорциональное налогообложение, преимущества, недостатки, налоговая система РФ.

Keywords: progressive taxation, proportional taxation, advantages, disadvantages, the tax system of the Russian Federation.

В современной Российской Федерации используется система пропорционального налогообложения, которая заключается в том, что для каждого налогоплательщика устанавливается фиксированная ставка в долях или процентах, которая будет неизменной при динамике налоговой базы. В большинстве же развитых стран мира используется прогрессивное налогообложение, при которой низкие доходы облагаются по низкой ставке, а высокие по высокой.

Обе эти системы обладают как определенными преимуществами, так и некоторыми недостатками. Чтобы разобраться, какая система будет наиболее

эффективной в современной России, был проведён анализ двух систем, выявлены их основные плюсы и минусы, а также заключение, почему же пропорциональная система налогообложения является наиболее подходящей для налоговой политики Российской Федерации и существующей на данный момент экономической ситуации в стране. Начнём с содержания прогрессивного и пропорционального налогов.

Содержание систем пропорционального и прогрессивного налогообложения

1. Пропорциональное налогообложение Пропорциональная система подразумевает, что люди с различным уровнем дохода уплачивают равный процент от них, соответственно, расчеты производятся по простой формуле. Ставка налога делится на 100 и умножается на доход.

А) Преимущества пропорционального налогообложения:

1) Как говорилось выше, пропорциональная система представляет собой относительное равенство, то есть лицо, работающее на высокой должности будет платить тот же самый процент, что и сотрудник низшего звена. Хотя стоит отметить то, что в зависимости от уровня дохода кому-то будет платить легче, кому-то труднее.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

В данном аспекте прогрессивная система, как считают ее сторонники, лучше. Это объясняется тем, что иногда налог отменяется, если уровень заработка близок к критической отметке, либо по каким-то другим веским причинам.

2)Всеобщность. Она не позволяет избежать уплаты налога, в таком случае перед законом равны все.

3)Ещё одним из главных преимуществ является легализация заработка. Это значит, что предприниматели не вынуждены обращаться к теневой экономике или открывать бизнес в другой стране. Потому как процент налога от их заработка не будет увеличиваться с ростом уровня дохода, что очень будет радовать бизнесменов и предоставлять им гарантию стабильности.

4)Названная выше стабильность также будет относиться к преимуществам. Процент может поменяться только на государственном уровне, то есть для всех. Например, на данный момент налоговый процент от заработка составляет 13%.

При такой системе налогообложения физические лица не боятся налога, поэтому активно трудятся ради повышения заработка. Б) Недостатки пропорциональной системы налогообложения:

На самом деле, у этой системы достаточно сложно выявить существенные недостатки, она довольна эффективна. Единственным минусом ее является то, что она слабо отвечает принципу справедливости. Многие противники этой системы считают, что люди, которые имеют более высокие доходы, должны уплачивать налоги с повышенной процентной ставкой.

2. Прогрессивное налогообложение В странах с такой системой налогообложения люди, получающие высокие доходы, уплачивают налоги по более высокой процентной ставке, а те, кто получает низкие доходы по более низкой процентной ставке.

Теперь перейдем к плюсам и минусам данной системы А) Преимущества прогрессивного налогообложения

1) Борьба с социальным неравенством. Как уже говорилось выше, богатые платят по более высокой ставке, бедные по более низкой.

2) Минимальные налоговые ставки стимулируют рост количества индивидуальных предпринимателей на территории всего государства. Прогрессивная шкала открывает новый путь новичкам с небольшим капиталом в сферу предпринимательства.

3) Регулярные поступления в государственную казну налоговых платежей в более крупных объемах увеличивает бюджет державы.

Б) Недостатки прогрессивного налогообложения

1) Зависимость налоговой ставки от размера дохода в определенной степени ущемляет права состоятельных лиц. Финансово обеспеченные граждане могут начать заниматься нелегальной предпринимательской деятельностью с целью избежать уплаты налогов.

2) Высокая налоговая ставка перестаёт мотивировать состоятельных бизнесменов к продвижению по карьерной лестнице, так как им придётся уплачивать налоги по более высокой ставке.

3) Уплата налогов по месту работы обогащает крупные региональные бюджеты, тогда как небольшие города и населенные пункты остаются в тени. Бюджет небольших территорий постепенно может сойти на нет.

Российская Федерации находится в состоянии экономической нестабильности уже многие годы, поэтому вопрос подоходного налогообложения в ней продолжает оставаться актуальным уже на протяжении многих лет. Требования об отмене плоской школы звучат с момента установления статьей 224 НК РФ единой ставки в 13%.

Также, политическая партия «Справедливая Россия» 8 февраля 2018 года внесла в Гос. Думу законопроект, в котором говорилось о введении двухуровневой прогрессивной шкалы на доходы физических лиц , позволяющей сократить разрыв доходов между самыми богатыми и бедными слоями населения страны.

Многие политики выступают за плоскую шкалу налогообложения в России в силу нестабильности нашей экономики. Они не отрицают возможного установления прогрессивной шкалы в налоговой системе РФ в дальнейшем, но пока считают данную систему неэффективной для нашей державы.

В 2016 году президент нашей страны Владимир Владимирович Путин высказался по поводу пропорциональной системы налогообложения в России на ежегодной пресс-конференции. По его словам, после введения плоской шкалы сборы налогов выросли в 7 раз, тем самым подчёркивая актуальность данного налогообложения в наше время.

Также В.В. Путин отметил, что не исключается возможность перехода к дифференцированному налогу на доходы физических лиц в дальнейшем, но на данный момент он не считает это необходимым и эффективным мероприятием, так как это приведёт к уклонению от налогов и падению доходов бюджета.

С такой же позицией выступил Министр финансов России Антон Германович Силуанов: он считает, что в нынешних условиях, когда экономика России нестабильна, изменения порядка взимания НДФЛ будет способствовать развитию теневой экономики. По его мнению, данный вопрос будет приемлемым к рассмотрению только тогда, когда экономика РФ стабилизируется.

Также, анализируя экономическую ситуацию в нашей стране на данный момент можно с уверенностью сказать, что при введении прогрессивной шкалы объём налоговых поступлений в бюджет существенно сократится, так как предприниматели, юридические лица и особенно те, кто имеет достаточно высокий уровень дохода, будут стремиться уйти от столь высокого налогового бремени путем выплаты «серых» зарплат. При всём этом они будут пытаться и, скорее всего, найдут способы сократить налоговые платежи, выстроив схемы с помощью юридических уловок.

Чтобы доказать вышесказанное можно обратиться к статистике, которая говорит нам о том, что с момента введения плоской шкалы доходы граждан стали массово выходить из тени-поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП.

Результатом введения прогрессивного налога с крайне высокой вероятностью станет снижение мотивации к труду, к карьерному росту, понизится эффективность деятельности трудящихся, повысится уровень безработицы, основное налоговое бремя ляжет на средний класс, объем поступлений в бюджет снизится. Во многом это связано с недоверием граждан государственному аппарату, неуверенностью в целевом использовании ими налоговых средств.

В связи с вышесказанным становится ясным, что в настоящее время в экономических условиях Российской Федерации наиболее подходящей является пропорциональная система налогообложения доходов физических лиц. Введение прогрессивной шкалы налогообложения возможно в будущем и будет эффективно, но только при условии улучшения и стабилизации экономической ситуации.

Список использованной литературы

1. Файловый архив студентов [электронный ресурс] https://studfiles.net/

2. Научное издательство СибАК [электронный ресурс] https://sibac.info/

4. Информационный деловой сайт [электронный ресурс] https://promdevelop.ru/

5. Национальная экономика: Учебник [Текст] / Под общей ред. Р. М. Нуреева — Изд-во 2008. — с.

6. Фомин А.А. Разные корзины. Российская газета. 2012. С. 24.

7. Рубанов И., Фомин А. Рынок биопродуктов. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 19.

9. Фомин А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина. Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 2. С. 6-7.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

10. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.

11. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relation and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 8.

12. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.

13. Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.

14. Фомин А.А. Состояние и перспективы формирования экономических механизмов регулирования земельных отношений. Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 19.

15. Рубанов Н.И., Фомин А.А. Рынок биопродуктов в растениеводстве. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 2.

16. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Органическое сельское хозяйство: распространение и перспективы развития в Российской Федерации. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 50-55.

17. Фомин А.А., Шаповалов ДА., Лепехин П.П. Создание общедоступных информационных систем управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 45.

18. Маргалитадзе О.Н., Горбунов В.С. Особенности развития мировой экономики и внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации и регионализации. Монография / Москва, 2019.

Сравнительная характеристика прогрессивной и плоской шкал налогообложения

Вопрос о возврате к прогрессивной шкале налогообложения давно уже обсуждается в нашем обществе. Прогрессивное налогообложение представляет собой систему, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок или же с ростом налоговой базы растёт ставка налога.

В Государственную Думу Российской Федерации уже несколько лет поступает законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно законопроекту ставка НДФЛ будет зависеть от годового дохода налогоплательщика:

Таблица 3 – Прогрессивная шкала налогообложения согласно законопроекту

В случае, если годовой доход окажется меньше прожиточного минимума в регионе, НДФЛ платить не придётся вовсе.

Рассмотрим действие данной прогрессивной шкалы налогообложения на налогоплательщика и сравним с плоской шкалой ставок.

Согласно прогрессивной шкале, сумма налога, которую требуется уплатить в 2015 году составляет:

Теперь рассчитаем посредством плоской шкалы НДФЛ подлежащий к уплате за 2015 год (без учёта предоставляемых вычетов):

Сравниваем полученные результаты:

Таблица 3.1 – Сводная таблица результатов по шкалам налогообложения

Прогрессивная шкала налогообложения Плоская шкала налогообложения
Голанов А.Д.
Голанова А.Л.

Исходя из данных таблицы можно заметить, что согласно прогрессивной шкале налогоплательщики с низким совокупным годовым доходом оказываются в более выгодном положении в сравнении с налогоплательщиками уплачивающими НДФЛ согласно плоской шкале. И совершенно противоположная ситуация складывается для налогоплательщиков с более высоким уровнем совокупного дохода.

Следовательно, используя прогрессивную шкалу налогообложения государство облегчит налоговое бремя слоев населения с низким уровнем доходов и увеличит нагрузку на налогоплательщиков с высоким уровнем, создавая более справедливую налоговую систему. При этом плоская шкала, предусматривающая единую ставку по налогу вне зависимости от уровня дохода, хоть и позволяет сверхбогатым людям экономить, относительно прогрессивной шкалы, но также плоская шкала сокращает масштабы уклонения от уплаты налогов.

Цель прогрессивной шкалы налогообложения — перераспределение налогового бремени сторону богатых. К факторам влияющим на это относят:

· во-первых, доходы россиян сейчас облагаются далеко неравномерно, данный механизм налогообложения может существенным образом сгладить, столь явную социальную дифференциацию.

· во-вторых, отмена предельного порога даст возможность обеспечить дополнительные поступления соц. взносов и снизить налоговую нагрузку на бизнес;

· в-третьих, введение прогрессивной шкалы налогообложения снизит социальную напряженность.

Как показывает опыт многих стран, прогрессивная шкала НДФЛ позволяет изымать сверхдоходы и возвращать эти средства в оборот посредством создания новых рабочих мест.

Однако в прогрессивной шкале налогообложения можно выделить и ряд недостатков:

1. При введении прогрессивной шкалы налогообложения может возрасти доля так называемой «теневой экономики».

2. Введение прогрессивной шкалы налогообложения может негативно сказаться на собираемости налогов. На сегодняшний день в России для многих предпринимателей сложились сложные экономические условия, и рост налоговых ставок заставит предпринимателей экономить, в первую очередь на зарплатных проектах.

3. В условиях, когда лица с доходами, в миллиарды, не могут себя заставить платить более или менее адекватные налоги, вопрос сбора платежей и дефицита бюджета будут решаться за счет рядовых граждан, для которых 40 % НДФЛ не будет считаться большой суммой.

И при известном стечении обстоятельств, в конечном счете, ситуация в России может походить на ситуацию в США, где плательщики до середины июня работают на подоходный налог, а все оставшееся время на страховые взносы, НДС, акцизы и прочие косвенные поборы.

4. Прогрессивная шкала налогообложения ударит в первую очередь по среднему классу населения России, а именно по высококлассным специалистам, малому и среднему бизнесу.

5. Снизится мотивация и, соответственно, производительность труда.

Человек который вложил немалые деньги и старание в собственное обучение и личностное развитие, став высококлассным и высокооплачиваемым специалистом будет недоволен тем, что люди, которые не особо задумывались над собственным развитием и теперь получают меньше, платят налогов в % — ом соотношении меньше, чем он.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

6. Применение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц приведет к увеличению нагрузки на налоговые органы и как следствие потребует совершенствования налогового администрирования.

В отечественных СМИ можно выделить три основные версии того, как может сказаться на российской экономике введение прогрессивной шкалы налогообложения:

1. Первая версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения отбросит экономику России назад. Сторонники данной версии утверждают, что переход России к плоской шкале подоходного налога был оправданным и эффективным, а возврат к прежней, дифференцированной системе может вернуть страну на семь лет назад.

2. Вторая версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения приведёт к позитивной динамике. Данная версия основывается на опыте западных стран, где прогрессивная шкала налогообложения проявила себя как довольно таки эффективное средство выравнивания социального неравенства.

3. Третья версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения сильно не отразится на экономике страны. По мнению ряда экспертов, никаких существенных изменений в российской экономике в связи с принятием прогрессивной шкалы не отразится.

Целью данной дипломной работы являлось изучение исторических аспектов зарождение НДФЛ и особенностей его исчисления, предоставления вычетов. В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, была изучена теоретическая основа налога на доходы физических лиц, а именно: изучено значение налога в формировании бюджетов РФ, основные направления совершенствования налога, элементы налогообложения по НДФЛ и другое.

Стандартные вычеты условно разделяют на две категории:

Они различаются основанием для их применения. Так, вычеты на детей предоставляются родителям, на обеспечении которых находится ребенок.

После изучения теоретических основ, были рассмотрены примеры предоставления налоговых вычетов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации : офиц. текст, действующая ред. – М. : Эксмо-Пресс, 2016. – 1312 с.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

5. Герасимова Н.В.Налоговые агенты по НДФЛ под особым наблюдением
«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6

6. Елина Л.А.Покупка жилья в ипотеку: заявляем НДФЛ-вычет по процентам «Главная книга», 2015, N 13

7.Заров А. 2 – НДФЛ и 3 – НДФЛ: что, где, когда / А. Заров // Клуб главных бухгалтеров. – 2010 – № 4.

8. Иванов В.Д.Обложение налогом на доходы физических лиц дополнительного отпуска, предоставляемого лицам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2013, N 16

9.Колосова И.Ю. Новации в сфере установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, №1

10. Курилюк Ю.Е Особенности определения налоговой базы по налогам, объектом которых является юридический факт-действие
«Финансовое право», 2012, N 6

11. Мамрукова О.И. Налогообложение инновационной деятельности предприятий в России: проблемы и направления совершенствования «Международный бухгалтерский учет», 2012, N 48

12. Рогозина О.Настоящее и будущее в расчетах по НДФЛ «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2015, N 22

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

13. Горшкова Л.Л.Налог на доходы физических лиц: спорные вопросы доначисления «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2011, N 9

14. Ремчуков С. «Детский» вычет по НДФЛ за «бездоходные» месяцы (комментарий к Письму ФНС России от 29 мая 2015 г. N БС-19-11/112″Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2015, N 24

15. Хорошилова И.Проверка на риски: удерживаем у физлица НДФЛ
«Российский налоговый курьер», 2015, N 13-14

16. Семенихин В.Продажа недвижимого имущества. НДФЛ: получение имущественного налогового вычета «Финансовая газета», 2015, N 21

17. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002 / Е.Т. Гайдар, В.А. Мау, С.Г. Синельников-Мурылев и др. – М.: Дело, 2003. – 832 с.

18. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах: федер.

закон [от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

– Режим доступа : https://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана.

– Дата обращения : 16.06.2016.

19. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2004 г. № 203-ФЗ] // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – Режим доступа : https://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.05.2016.

20. О внесении изменений в статьи 4 и 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федер. закон [от 10.07.2012 г. № 110-ФЗ] // Российская газета. – 2012. – 13 июл. – № 5832.

21. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы : федер.

закон [от 27.07.2006 г. № 144-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

– Режим доступа : https://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана.

– Дата обращения : 12.06.2016.

22. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах : федер.

закон [от 02.07.2015 г. № 113-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

– Режим доступа : https://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана.

– Дата обращения : 21.04.2016.

23. Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11.

24. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 10.04.2009 «О порядке уплаты удержанной суммы НДФЛ за работников и представления ежегодной отчетности по форме 2-НДФЛ» № 20-18/2/034920@ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно — правовая система.

[1] Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002 / Е.Т. Гайдар, В.А. Мау, С.Г. Синельников-Мурылев и др. – М.: Дело, 2003. – 832 с.

[2] Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002 / Е.Т. Гайдар, В.А. Мау, С.Г. Синельников-Мурылев и др. – М.: Дело, 2003. – 832 с.

[3] О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах: федер. закон [от 29.07.2004 г.

№ 95-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : https://www.consultant.ru/, свободный – Загл.

с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016.

[4] О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2004 г. № 203-ФЗ] // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – Режим доступа : https://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.05.2016.

[5] О внесении изменений в статьи 4 и 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федер. закон [от 10.07.2012 г. № 110-ФЗ] // Российская газета. – 2012. – 13 июл. – № 5832.

[6] О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы : федер. закон [от 27.07.2006 г.

Мнение эксперта
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

№ 144-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : https://www.consultant.ru/, свободный – Загл.

с экрана. – Дата обращения : 12.06.2016.

[7] п. 2 ст. 230 НК РФ

[8] ст. 126.1 НК РФ в редакции Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ

[9] п. 1 ст. 126 НК РФ

[10] Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11.

[11] Письмо УФНС РФ по г. Москве от 10.04.2009 «О порядке уплаты удержанной суммы НДФЛ за работников и представления ежегодной отчетности по форме 2-НДФЛ» № 20-18/2/034920@ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно — правовая система.

[13] п. 7 ст. 226 НК РФ

Пропорциональная система налогообложения, ее плюсы и минусы

Пропорциональная система налогообложения в первую очередь охарактеризовывается равным процентом налога для всех. Как это понимать? Данная система основана на самом деле очень просто: процент налога абсолютно не зависит от дохода человека, то есть установлена единая норма, и сумма налога пропорционально изменяется в зависимости от величины зарплаты.

Больше зарплата-больше сумма налога и, соответственно, обратно.

Насколько эффективна такая система налогообложения? Какие имеет плюсы и минусы?-эти вопросы являются в данной статье основополагающими. Первое, с чего стоит начать-это небольшое ознакомление со структурой системы, ее эффективностью, а также самую малость из истории.

к содержанию ↑

Структура и эффективность

Как было описано ранее, в основе системы лежит единый установленный процент налога. Это явление характеризуется плоской шкалой налогообложения, в то время как существует еще и прогрессивная.

Плоская шкала означает изменение не процента, а суммы, зависимой от заработка. В России активно используется именно пропорциональная система налогообложения, что не может не являть собой определенную эффективность в экономике.

Хотя такая система наиболее гуманна скорее для общества.

Эффективность пропорциональной системы заключается в том, что понижаются случаи уклонения от уплаты налога, а также снижаются показатели криминала. Говоря простым языком, при такой, можно смело назвать, справедливой системе становится совершенно бесполезным уходить от платы ставки или обращаться к теневой экономике если речь заходит о бизнесе.

Эффективна система также потому что она наиболее уместна тогда, когда уровень коррупции в стране достигает высокого уровня. Она считается «относительно справедливой», потому как присутствует некое равенство среди людей, а также появляется такое понятие, как всеобщность.

Любая система все-таки имеет как плюсы, так минусы, об этих двух сторонах сейчас непосредственно и пойдет речь.

к содержанию ↑

Плюсы пропорциональной системы налогообложения

Затрагивая тему плюсов системы, следует отталкиваться как раз от того, почему она эффективна. Поэтому плюсы будут разделены на две группы: плюсы пропорциональной системы относительно налогоплательщика и плюсы пропорциональной системы налогообложения относительно государства.

Итак, плюсы системы для простого человека-в чем они заключаются?

  • Как уже было сказано ранее, пропорциональная система приносит собой относительное равенство, то есть лицо, занимающее какую-то высокую должность будет платить тот же самый процент, что и рядовой сотрудник. Хотя стоит отметить то, что в зависимости от уровня дохода кому-то будет платить легче, кому-то труднее. В данном аспекте прогрессивная система, как считают ее сторонники, лучше. Это обусловлено тем, что иногда налог отменяется, если уровень заработка близок к критической отметке, либо по каким-то другим веским причинам.
  • Всеобщность можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Так как сейчас данное понятие состоит в числе пунктов «плюсы», то и описываться будет как положительное явление. Всеобщность не позволяет избежать уплаты налога, в таком случае перед законом равны все.
  • Еще одним плюсом является, так называемая, легализация заработка. То есть предприниматели не вынуждены обращаться к теневой экономике или открывать бизнес в другой стране. Потому как процент налога от их заработка не будет увеличиваться с ростом уровня дохода, что не может не радовать бизнесменов и не давать им гарантию стабильности.
  • Кстати о стабильности, она тоже является одним из плюсов. Процент может поменяться только на государственном уровне, то есть для всех. Например, на данный момент налоговый процент от заработка составляет 13%.
  • При такой системе налогообложения физические лица не боятся налога, поэтому активно трудятся ради повышения заработка.

Плюсы пропорциональной системы налогообложения относительно государства:

  1. Данная система более эффективна в плане повышения бюджета государства. Увидеть это можно в сравнении с той самой прогрессивной системой. Прогрессивная система предусматривает либо отмену налога совсем в каких-либо случаях, либо низкий процент, также зачастую люди не готовы отдавать высокий процент за доход и прибегают к крайним мерам. Пропорциональная же система не имеет таких загвоздок, поэтому доход государства на более высоком уровне.
  2. Благодаря пропорциональной системе снижается уровень нарушений и прочих инцидентов. Это также положительно сказывается на экономике государства.
Автор статьи
Королев Дмитрий Викторович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
ДругоеПрогрессивная шкала налогообложения: плюсы и минусы в России

Добавить комментарий

Adblock
detector